Path 3Path 3Group 2fbfbstyle-new-blackGroupRectangle 11Group 3play-buttonVK.com-logoVK.com-logo
совместный проект
БИЗНЕС В ЦИФРЕ
Поймай волну с #AZURE

Перемен!

Бизнесмен Успешнов вошел в свой офис и увидел роботов, которые выносили мебель из его кабинета. В голове промелькнули мысли о рейдерском захвате, происках конкурентов и о роковой ошибке в годовом отчете, и бизнесмен отправился в бухгалтерию.
Вездесущая Любовь Петровна, судорожно вцепившись в увесистую папку, с ужасом наблюдала в окно, как из рекламного плаката выходят голографические красотки, демонстрируя последнюю коллекцию известного модельера. Именно из-за этой коллекции Успешнов провел последние дни вне офиса, тщетно пытаясь перекупить ее у какого-то нового виртуального конкурента.
Как рассказала заикающаяся Любовь Петровна, последний оказался дьявольски проворным и прямо напротив магазинов Успешнова «Мода для стройных» развернул экспериментальные центры «Мода для всех». В них одежду ведущих дизайнеров распечатывали на 3D-принтерах. Голографические изображения покупателей загружали в систему, которая выбирала наиболее подходящие фасоны и корректировала их в зависимости от специфики фигуры. Сидела такая одежда идеально и стоила дешевле — «Мода для стройных» терпела убытки. Конкурент прельстил лучших сотрудников какой-то новомодной командной системой и разрешил работать удаленно в удобное время. «И ведь согласились за ту же зарплату!!!» — в сердцах вскричал бизнесмен и... проснулся, вытер холодный пот и всерьез задумался о перестройке бизнеса. Он знал: то, что кажется фантастикой сегодня, может стать обыденным завтра.

«Компания, которая застывает в статическом состоянии, обречена на смерть»

Ничто не дается так тяжело, как изменения. Потребители то и дело преподносят сюрпризы, и привычные бизнес-модели перестают работать. Бизнесмены кожей ощущают необходимость перемен и чувствуют угрозу со стороны более молодых и гибких компаний.

Вопрос, стоит ли меняться, для большинства не стоит, потому что, как считает Георгий Аликошвили, генеральный директор PONY EXPRESS, «компания, которая застывает в статическом состоянии, обречена на смерть». Более точный вопрос: «С какой скоростью меняться?» «Есть задача научиться быстро меняться», — уверен Егор Ланько, директор по omnichannel «Азбуки вкуса». Опыт Аликошвили подсказывает, что достаточно меняться немного быстрее рынка.

Организациям нужна серьезная перестройка, чтобы выжить на быстро меняющемся рынке.

«Сегодня на повестке дня большой вопрос: как не отстать, — считает Сергей Меднов, старший вице-президент банка „Открытие“. — Существует масса примеров, когда банки начинают экспериментировать с технологиями, создавать свои лаборатории, фонды или акселераторы. Именно так можно привлечь наиболее интересные идеи, которые будут драйвить организацию изнутри. Делать новое с прежними подходами невозможно. Нужно научиться работать, с одной стороны, по-новому, а с другой — эффективно и минимизируя риски».

Оседлать волну изменений

Невидимая революция уже здесь: она кардинально меняет привычный мир, форматируя общество, потребности людей и жизнь каждого человека по-новому. Все это заставляет бизнес трансформироваться решительно и быстро, чтобы удержаться на волне.

На основе технологий строят свое конкурентное преимущество компании из таких, казалось бы, традиционных индустрий, как, например, транспорт или рестораны быстрого обслуживания. Сеть пиццерий Федора Овчинникова благодаря ИТ-системе успешно выходит на международный рынок. А в «Сбербанке» молодые цифровые компании называют самыми опасными соперниками.

Инструменты, которые позволяют посмотреть по-новому на все аспекты бизнеса — продвинутая аналитика, машинное обучение и искусственный интеллект, 3D-принтеры и боты, инструменты виртуальной и дополненной реальности, — уже доступны. Они помогут трансформироваться. Например, менять рекламные сообщения в режиме реального времени в зависимости от отклика аудитории.

«Очень важно для индустрии рекламы научиться создавать и менять креатив с той скоростью, с которой это стало доступно с точки зрения аналитики, — считает Дмитрий Дмитриев, сооснователь и CEO рекламного холдинга OMD OM Group в России и СНГ. — Количество данных и аналитика, которую на их основе можно сделать, позволяет изменить продукт и повлиять непосредственно на бизнес-показатели клиентов рекламных агентств».

С чего начать?

Начинать надо с себя и команды, уверен Ланько: у сотрудников должно измениться сознание. «И когда мозг перестраивается у команды, у тебя все меняется. Прозрение наступает, как в фильме «Матрица». С ним согласен и Георгий Аликошвили. «Технология без людей — вещь мертвая, — уверен он. — Инструментарий всегда привязан к человеку, поэтому начинать изменения нужно с людей. Это их развитие и мотивация, и вообще свойство людей — познавать и имплементировать что-то новое».

Делать привычные вещи по-новому — задача нетривиальная. Попробуйте, например, почистить зубы левой рукой — и то непросто. А как начать думать по-другому? Да еще и не одному, а с командой?

Самый очевидный способ — привлечь новых людей: специалисты нового типа профессий — data scientist, data analysts, data engineers — помогут взглянуть на привычные процессы с новой точки зрения. «В нашем технологическом подразделении появились специалисты, которых раньше в рекламной индустрии не было, — приводит пример Дмитриев. — Это, в частности, специалисты по работе с данными (data engineering), исследователи данных (data scientist) и, конечно, аналитики (data analyst). Эти специалисты являются драйверами внедрения инноваций в области обработки данных и в области предиктивной аналитики».

Однако новый персонал не панацея: надо создать «пространство» для изменений — пересмотреть структуру управления и повысить вовлеченность всех сотрудников.

«Вовлеченность» — не просто слово из учебников

Формула «я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак» — квинтэссенция иерархической системы. Простая и понятная, как лопата, она хорошо подходит для решения простых задач, когда надо копать от забора и до обеда. Если задача усложняется, формула перестает работать: нужна команда, заинтересованная в результате. Эти слова кажутся банальностью — их повторяют во всех бизнес-школах. Но если вдуматься, вовлеченность — действительно работающий механизм. В тот момент, когда руководитель понимает и принимает тот факт, что его сотрудники знают больше него, готов доверить им судьбу проекта и даже компании, все меняется. В игру вступают совершенно другие мотивационные механизмы.

Вовлеченность отлично работает и с клиентами. Представьте себе компанию, которая производит коньяк с большим сроком выдержки. Традиционный, можно сказать, классический продукт для премиального сегмента. Чтобы увеличить продажи, компания стала продавать коньяк для будущих поколений: в день рождения ребенка можно приобрести только что разлитый в бочки молодой напиток, который будет зреть, пока наследник не достигнет совершеннолетия. При этом клиенты могут следить за процессом, навещать «свою» бочку, дегустировать коньяк, как бы участвуя в процессе приготовления. Идея оказалась очень популярной, и производитель смог хорошо на ней заработать. Такова сила вовлечения.

Продукт, который создал клиент

Один известный физик предложил не прокладывать дорожки к корпусам научно-исследовательского института, а посмотреть, какие пути выберут сотрудники, и заасфальтировать их. Таким образом, довольны были и потребители (те, кто ходил по дорожкам), и производители (те, кто их асфальтировал).

На первый взгляд абсурдная идея — доверить создание продукта самому клиенту — на самом деле весьма продуктивна. Разработанный для технического оповещения абонентов смс-сервис люди начали использовать для передачи сообщений — проанализировав популярность услуги, мобильные операторы решили ее монетизировать.

Возглавить перемены

На общей волне неизбежно меняется и сам ИТ-бизнес, генерирующий эффективные инструменты для цифровизации всех остальных отраслей. На этом рынке происходят те же самые процессы, и крупные традиционные игроки также чувствуют угрозу со стороны более молодых и гибких. И им приходится меняться, только делать это нужно еще быстрее, чем компаниям из других индустрий: ведь ИТ-рынок всегда был инициатором прогресса. «В качестве примера приведу Microsoft, который меняется очень сильно, перейдя от продажи лицензий к продаже сервисов. Microsoft начал инвестировать ресурсы в виртуальную реальность, в машинное обучение и предиктивную аналитику. Все эти элементы направления развития для нас очень важны», — прокомментировал Дмитриев.

Изменения затронут все сферы бизнеса, а это всегда связано с риском. Чтобы их минимизировать и снизить цену «экспериментов», компании могут протестировать свои идеи, используя облако, например Microsoft Azure: в нем можно найти все необходимые для трансформации инструменты. Облачный подход позволяет и существенно ускорить самый критичный для успеха вопрос — time-to-market новых продуктов, которые должны появляться на рынке очень быстро, — чтобы не отстать от постоянно меняющегося спроса покупателей.

Все статьи
Другие материалы:

Умные вещи

Все, что может быть подключено к интернету, будет подключено и начнет приносить пользу.

подробнее

Привет, незнакомец!

Новые подходы к взаимодействию — это в первую очередь новые каналы.

подробнее

Время гибкости

Agile помогает лучше контролировать риски и минимизировать их.

подробнее

Мастер-класс от экспертов

Тест-драйв с облаком Azure для ваших задач.

Примите участие в программе Azure Everywhere и узнайте, как облачные сервисы Microsoft помогут в решении ваших бизнес-задач.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ